Маяковский

gennady_makeev

Это не стихи, а рифмованный отклик на события...


Previous Entry Share Next Entry
Маяковский
gennady_makeev

'Школа без детей, что корова без молока'...

Оригинал взят у sudenko в 'Школа без детей, что корова без молока'...
Оригинал взят у wonderring1 в post
«Автобус – смерть малокомплектной школы», - неожиданно обронил водитель школьного автобуса. И как бы клятвенно чиновники ни заверяли, что сохранят школу с небольшим числом детей, победит все равно экономическая целесообразность. Наталья Алексютина
Наталья Алексютина

Года полтора назад проходила торжественная церемония вручения школьных автобусов школам Ленинградской области. Среди школ были не только сельские, но и городские, имеющие статус базовых, куда ребятишки из окрестных деревень съезжаются на учебу. И было все красиво и замечательно - с воздушными шариками и торжественными речами, но  водитель одного из школьных автобусов неожиданно обронил: «Автобус – это смерть школы», - и добавил: - Малокомплектной школе. Потому что, как бы не были речисты чиновники, как бы клятвенно ни заверяли, что сохранят школу с небольшим числом детей, экономическая целесообразность все равно выйдет на первый план. И всех подомнет под себя."У нас в поселке, - сказал водитель, - было три предприятия. Постепенно два из них угасли, осталась только пилорама. Жители стали уезжать, забирая детей. А школа  без детей, что корова без молока. Пустопорожняя. Оставшихся ребятишек школьный автобус отвозит в другой поселок, а пилорама уже на ладан дышит. Видно, тоже чувствует, что молодежь уезжает, работать некому. Без молодежи нет детей. Замкнутый круг..."
Недавно на одном из форумов в Интернете обсуждали статью, посвященную оптимизации сельских школ Псковской области. Комментариев было много, но, как ни странно, ни одного сочувствующего. Впрочем, слово «сочувствие» здесь мало уместно, потому что позицию обсуждающей части общества очень четко обозначило такое вот мнение. Привожу его полностью.
«Давайте попробуем рассмотреть ситуацию иначе. Если говорить обо мне, то я считаю абсурдом, когда в школе учатся 1, 2, 5, 10 и даже 32 ученика. Я считаю абсурдом, когда вбухивают миллионы рублей и тянут дорогу до деревни, где, условно говоря, три дома. Где имеется больница, хирург которой оперирует пару раз в год.
Укрупнение сельских населенных пунктов - веяние времени, это процесс, присущий любому индустриальному обществу, и в любой стране он проходил болезненно. Соглашусь, что в СССР деревни вымирали, но в целом это был объективный процесс. Мало того, это был прогрессивный и полезный процесс. И даже сейчас он далек от завершения. На мой взгляд, в России чрезмерно много людей занято в сельском хозяйстве, слишком велика их доля в общем количестве трудоспособного населения. Чем быстрее будет расти производительность труда в сельском хозяйстве, тем скорее вымрут деревни.

Если образно, то население деревень должно быть занято "в торговле китайским барахлом на рынке или пополнить ряды офисного планктона", потому что если посмотреть на  опыт более успешных и более развитых в экономическом отношении стран, то у них доля населения, занятого в сельском хозяйстве, значительно меньше.
И не надо испытывать какое-то предубеждение по поводу так называемого офисного планктона. Именно офисный планктон создал современное постиндустриальное общество, именно офисный планктон создает шедевры - Microsoft, Samsung и Apple.
Общество будущего - это общество офисного планктона».
К чему лукавить, в чем-то можно согласиться с автором этой точки зрения. Сегодня большинство людей стремятся поменьше работать руками. Машины заменяют нас везде. На подходе создание искусственного интеллекта, когда, собственно, машина станет равной человеку. Архаика деревенской жизни кажется смешной. Но даже мне,  отравленному урбанистикой человеку, вспоминается, что поле, лес, дом – это не просто пасторальная картинка, а некая тонкая одушевленная связь, незримая, но вездесущая.  Может, именно она позволяла деревенскому жителю видеть любое явление, событие и натуру каким-то глубинным зрением, чутьем. И при этом практически никогда не ошибаться в оценке, в прогнозе.

Давайте все это изживем, уничтожив деревни. Что получим в сухом остатке? Вырванное с корнями дерево еще хранит изо всех сил в  себе жизненные соки, но это ненадолго.
Ни одна деревня не безлика. И в каждой из них школа имеет, может, и неприметную, но только свою особенность. Свое тепло, свой запах, свой скрип полов, свои деревья за окнами. Деревенская школа в обществе офисного планктона нерентабельна и убыточна, но в отличие от машиноместа в ней жива душа. Да, в ней может не хватать учителей, но зато в ней присутствует другая архитектура общения, где слово цепляет слово, выстраивая многоярусную пирамиду своей жизни и жизни собеседника. Школа ведь часть деревенской жизни, поэтому слово здесь тяжеловеснее от смыслов. Город в этом плане быстротечен и забывчив.
Не знаю, удастся ли деревенской школе и деревне в целом  выжить в конкуренции с высокими технологиями, но то, что будет горько от ее поражения, - это несомненно.


?

Log in

No account? Create an account